Апогей нигилизма и абсурда

Как город хотели на районе «женить»
20.10.2016

Источник: http://tv-geo.ru/obschestvo/6225-problemy-goroda.html

Губернатор Ставрополья активно нарушает Конституцию и закон о местном самоуправлении, затеяв объединение сельских муниципальных районов в городские округа.

 

Куда смотрит прокуратура?

Сначала краевая власть ликвидировала Минераловодский муниципальный район. Притом что ни одним российским законом это действо не регламентируется. Сделано это без малейшего обсуждения с населением. В один прекрасный день в октябре прошлого года 14 сёл остались без органов управления и без бюджетов. Теперь деньги аккумулируются в так называемом городском округе, а в сёлах усадили по одному представителю власти и к нему — две калеки с половиной помощников.

Аналогичную схему краевая власть нацелилась внедрить в Георгиевске. Объяснения звучат такие: бюджеты городов и районов дотационные, у края денег нет, федеральное правительство под гнетом кризиса, санкций и военных трат, поэтому — кровь из носу! — надо добыть деньги хоть из-под земли. Оптимизация — традиционная палка-выручалка для тех, кто не умеет управлять и трясти за душу расхитителей бюджета.

Как сказал в беседе депутат краевой думы Виталий Коваленко, «если два нищих — дотационный город и дотационный район — объединятся, они не станут богаче». Однако минводская власть изо всех сил кричит в местной прессе об обратном: новоявленный городской округ Минвод после объединения счастливо зажил и разбогател, планируя социальные проекты и стройки в селах, клянясь ни одного «медвежьего угла» не забыть и не обделить. Но главное: соседи дерзко воззвали к георгиевцам, мол, следуйте нашему примеру, объединяйтесь, не прогадаете!

И хоть Георгиевск не прочитал эту бредовину, чиновники уже толкнули его на ту же опасную тропу. Вскоре после моей публикации в «Георгиевской ТВ НЕДЕЛЕ» «Как город хотели на районе женить» (16.02.2016), сельским главам промыли мозги. В результате 10 из 14 глав подписали и опубликовали обращение к жителям города и района с аналогичным призывом — объединяться в городской округ! Все иные мнения назвали черным пиаром, воспев хвалу идее объединения, которая позволит «всему Российскому государству успешно вести антикризисную политику».

 

Правду-матку резали прямо на глазах

Сыграть на патриотических чувствах попытались на днях и в Кировском районе, в колхозе «Коммунистический маяк». Там глава районной администрации Владимир Лукинов и глава Новосредненского сельсовета Сергей Пудченко за неимением иных доводов тоже педалировали заботу о государстве, мол, одна только отмена выборов сельских глав сэкономит районному бюджету до 700 тысяч рублей! А если еще сократить число краевых депутатов с 45 человек, работающих за аппетитную зарплату, до пяти да уменьшить число чиновников в сельсоветах всего края, да укрупнить города селами и — главное — их бюджетами, то — заживем!

Выступал Лукинов уверенно, являл собой образ добродушного хозяина, подкупал искренними обещаниями. Но коммунаров из «Коммаяка» голой рукой не возьмешь. Они один за другим прямо и в лоб лепили чиновникам правду-матку:

— Вы говорите, что объединение в городской округ для селян хуже не сделает и ничего не изменит, что это только вывеска. Тогда зачем это затевать?

— Медведев, будучи президентом, грозился 140 тысяч чиновников по России сократить и что? Их число только выросло!

— Вы сегодня с бюджетом в 3,5 млн не способны наши местные проблемы решить! А что будет, когда городской округ заберет наш бюджет? Работы в нашем поселке нет, мужики уезжают в другие регионы, женщины одни маются с детьми, в детский сад малышей автобус не возит, лечиться негде! Не в Новопавловск же в ЦРБ старикам ездить за 30 км!

— Почему наш сельский район должен называться городским округом? Не хотим быть городом!

— Вы нас уже агитировали за акционирование колхоза, убеждали, что лучше станет. Но с этого момента и начался распад колхоза и наша нищета! Не верим мы вам!

Как ни старался глава района склонить присутствующих проголосовать за губернаторский почин, как ни убеждал в пользе «структурной реформы», коммунары держались стойко и потребовали внести в протокол, что они против создания городского округа: не нужен он нам, не хотим!

Губернатор отменил местное самоуправление?! Кто позволил?

Ну, где головы у тех, кто пропихивает идею создания городских округов — в сельском крае, в сельских районах, в сельском укладе жизни? Это даже произносить смешно. Но нет же. В Нефтекумском районе даже не улыбнулись чиновники, проводившие аналогичный сход с населением. Под тем же соусом оптимизации и необходимости решения серьезных проблем типа водоснабжения и строительства дорог склонили людей объединить 24 сельских муниципалитета и город Нефтекумск в городской округ, при этом упразднив городскую администрацию. И, судя по сюжету краевого телевидения, на том мероприятии никто не пикнул. И теперь Нефтекумский район краевая власть гордо причислила к числу еще четырех — Георгиевского, Кировского, Изобильненского и Ипатовского районов, которые с сентября 2016-го должны стать городскими округами. А с января 2018 года их судьбу планируют навязать всем остальным территориям Ставрополья.

Сельскохозяйственные районы, гордость Ставрополья и России, по странному мнению губернатора Владимирова, лучше заживут, став городскими округами.

Такой вот бред. Но самое любопытное, что на публичных слушаниях чиновники подкупающе поднимают вверх указательные пальцы, мол, эта инициатива идет сверху, чуть ли не от самого Путина, а они — только исполнители, мол, поймите нас и поддержите, мы не со зла…

Лукинов еще и на закон о местном самоуправлении ссылался, явно его не прочитав. И тряс бумажками с якобы новоиспеченным законом Ставропольского края о создании Минераловодского городского округа. Говорю якобы — потому что такового закона нет. Во всяком случае, в открытом доступе. Зато есть мнение председателя краевой думы Юрия Белого в защиту инициатив губернатора, опубликованное на сайте краевой Думы:

«Объединение поселений в городской округ позволило оптимизировать административно-территориальное устройство, создать единые органы управления. Сельские поселения, войдя в городской округ, не остались без внимания. Подушевое финансирование гарантирует поступление средств на решение их проблем. Бюджетный кодекс и краевой закон о бюджетном процессе предусматривают возможность выделения дополнительных дотаций тем, кто недополучил налогов, попал в сложное финансовое положение. Есть такое понятие, как консолидированный бюджет, который предназначен для выравнивания бюджетной обеспеченности. Теперь о Георгиевске и Георгиевском районе. Моя позиция — надо объединять. Георгиевск со всех сторон поджимают населенные пункты — Незлобная, Новый, станицы Георгиевская, Подгорная, село Краснокумское. Почему бы их не „обвести“ одной чертой?! У такого мощного муниципалитета возможности, безусловно, выше. И организационные, и инфраструктурные, и финансовые. С учетом такого объединения напрашивается учреждение городского округа, как в Минводах. Все сельские льготы, кстати, для работников бюджетной сферы при этом будут сохранены. Останутся все компенсационные выплаты и тарифы на коммунальные услуги. Это будет решено на законодательном уровне.

Что касается Георгиевска, то вы же знаете, что через колено никто ломать не будет. Окончательное решение будет приниматься только с учетом мнения людей. Об этом и губернатор сказал на встрече с активом города».

Однако активность губернатора говорит о прямо противоположном.

Реформа провалилась?!

Вспоминаются времена правления губернатора Черногорова — он тогда сломал через колено города и села, теми же словами, что сейчас Юрий Белый, убеждая в необходимости рвать консолидированные бюджеты и жить каждому населенному пункту отдельно! Краевое правительство с краевой думой тогда не смущало, что народ неграмотен в вопросах финансовых основ местного самоуправления, что не дело крестьян ездить в краевой минфин защищать каждый свой бюджет, стелить дороги, отвечать за социалку, образование, медицину. Что местное самоуправление в России вообще нежизнеспособно, особенно после того, как Чубайс вышиб из-под ног народа всю налогооблагаемую базу, пустил по миру заводы и колхозы, лишив людей работы и средств к существованию.

Государство тогда радостно скидывало с себя неподъемные для регионов и провинции полномочия, а местные власти, не соображая, кричали Ура! заграничной реформе, как сегодня салютуют «Одобрям-с!» инициативе губернатора по объединению в городской округ.

Вы бы уже определились, господа, чего вы хотите от несчастного Ставрополья?

Черным по белому

Конституция России, статья 132 гласит: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Сельские муниципалитеты на Ставрополье этой нормы лишены губернаторским «хочу» и депутатским «одобрямс».

Согласно ФЗ № 131 «местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ». На территории бывшего Минераловодского муниципального района, а также Нефтекумского, а вскоре и Георгиевского, стало быть, не признается, не гарантируется и не осуществляется.

«Возможно ли объединить все поселения муниципального района в городской округ?» — так звучит вопрос на сайте Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и местному самоуправлению. И тут же дается ответ и комментарий — очень умно и предусмотрительно, учитывая вероятные захватнические действия муниципалов и губернаторов, которые плохо учились в школе и у которых зуд на передел сфер влияния.

Цитирую комментарий Госдумы:

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 ФЗ № 131 территорию поселения (а городской округ — поселение) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов и другие земли, необходимые для рекреации и развития поселений. Вряд ли исторически сложившейся территорией данного города можно считать территорию другого города или поселка, находящегося от него на расстоянии в десятки километров. Требование Федерального закона об объединении подобных населенных пунктов также нереализуемо, поскольку новый целостный городской субъект на их месте не возникнет, поскольку составляющие его части отделены друг от друга значительными сельскими пространствами.

… Должно быть также учтено (при объединении — Авт.) мнение населения муниципального района, выраженное представительным органом муниципального района. Если объединяются все поселения, то данная норма становится невыполнимой, так как отсутствует население муниципального района.

Следует обратить внимание и на то, что Федеральный закон не предусматривает возможность упразднения муниципального района.

… Дополнительно хотелось бы отметить, что согласно статье 11 ФЗ № 131 в состав городского округа могут входить сельские территории. Однако указанную норму не следует рассматривать, как разрешающую включать в состав городского округа территории в размерах территорий муниципальных районов. Наделять статусом городского округа целесообразно урбанизированную территорию, а не территорию, которая по своему экономическому потенциалу, по характеру занятий населения является сельской. Если принять позицию, допускающую упразднение муниципальных районов с заменой их городскими округами, мы тем самым сделаем возможной абсурдную ситуацию создания городских округов, состоящих из сельских территорий.

… С учетом изложенного, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа противоречит действующему законодательству

 

Истина — в мотивации

Неужели никто из высших чиновников, законотворцев и прокуроров не читал Конституцию, закон и комментарии к нему? Видимо, дела в крае обстоят из рук вон плохо, раз оптимизация затрат стала для губернатора и краевой думы идеей фикс. А что им еще остается, если они годами не могут создать новые рабочие места, развивать экономику, расширять налогооблагаемую базу, бороться с ворами и выгнать взашей коррупционеров. Это ведь требует мужества, гражданской позиции, серьезных усилий. Куда проще грабануть сельские бюджеты под предлогом заботы о государственных интересах, а потом рассказывать с трибун и в прессе, как хорошо на эти деньги «вести антикризисную политику».

В связи с этим показательна позиция депутата законодательного (!) органа — краевой думы Айдына Ширинова, крупного латифундиста Минераловодского района. В «АиФ — Северный Кавказ» он раскрыл мотивы своего поведения, которое явно повлияло на губернаторскую уверенность в правоте нынешних действий:

«Ещё в 2011-м я предлагал создать единый городской округ, отказавшись от сельских глав и сельсоветов. Плюс я вижу в том, что убрали „дублёров“, т.е. чиновников, которые в районе и городе раньше исполняли одни и те же функции. Думаю, местному жителю теперь проще спросить с власти. Типичная ситуация: селянин жалуется на главу своего населённого пункта в районную администрацию, а там ему отвечают — ничего сделать не можем! Вы его сами выбрали — вы от него и требуйте. А тот разводит руками: дескать, денег в сельском бюджете нет. Теперь жаловаться можно напрямую в городской округ».

То есть главным, по мнению Ширинова, является то, чтобы у селян была возможность жаловаться в соседний кабинет — прежде он был в райадминистрации, а теперь — в городском округе. А сельские муниципалитеты вместе с законными полномочиями и Конституцией — выкосить под корень!

… Слушайте, а может, к нам на Ставрополье начали завозить какую-то странную еду, с добавлением наркотических средств? Откуда столько глупостей? Где трезвые и здравые головы?

 

Льготы селянам отменят. На лучшее не надейтесь

Одну здравую голову мы нашли. Ею оказалась Светлана Лукьянова, глава с. Бурлацкого Благодарненского района. Там же, в «АиФ — Северный Кавказ» она не боится открыть глаза губернатору:

«Подобная оптимизация — тупиковое решение, которое добьёт наши и без того еле-еле выживающие сёла! Это путь в никуда. Я никогда не поверю в то, что чиновник из городского округа будет выезжать в сёла и разбираться с местными „мелочами“.

Хорошо знаю Георгиевский район. Там от районного центра до некоторых сёл — больше 50 км! Сомневаюсь в том, что управленцы из городского округа поедут туда. Это мы, сельские главы, стараемся помогать своим землякам во всём. Собирая налоги с местных предприятий, направляем их на нужды своего села. Досконально знаю, где разбитые дороги, где аварийные дома. Вряд ли „дядя“ из городского округа будет владеть такой информацией.

Да и куда в целом будут идти деньги из консолидированного бюджета городского округа? Логично предположить, что в первую очередь — в город. Сёла будут финансировать по остаточному принципу».

… Прочитав эти строки главы села из Благодарненского района, стало стыдно за георгиевских ее коллег, которые оказались не в силах противостоять давлению губернатора. Неделю назад они изображали радение о селянах и были против объединения с городом, и вдруг — подписали «отказную»! Почему? Надеются, что после создания городского округа уцелеют, останутся на своих местах в роли начальников управлений? Без полномочий, без денег, без штата, в хромоногом, но — в кресле?

Скорее всего, дела у них совсем дрянь. И скинуть свои села с их несметными проблемами на плечи городского округа — манна небесная. Да и компромат, видимо, имеется на каждого. В противном случае сельские главы горой встали бы за селян, которые, совершенно очевидно, от объединения с городом ничего не выиграют! И чиновники ВРУТ, устно и письменно рассказывая людям о сохранении «всех льгот».

Вот строки из письма Комитета Госдумы РФ от 4 марта 2016 года: «Отдельно следует обратить внимание на то, что при подобных преобразованиях утрачивается основание для предоставления льгот отдельным категориям сельских жителей (например, врачи и учителя), поскольку территории сельских населенных пунктов становятся фактически городской территорией».

Это письмо за подписью председателя Комитета по местному самоуправлению Госдумы РФ В. Б. Кидяева на 8 страницах прислала в редакцию еще одна здравая голова — наша читательница Светлана Иванова. Документ посвящен исключительно проблеме создания Георгиевского городского округа и однозначно заявляет: «Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа ПРОТИВОРЕЧИТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ВСЕЙ ЛОГИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, БАЗИРУЮЩЕГОСЯ НА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

 

Лучше с умным потерять, чем с дураком найти

Светлана Иванова возмущена и выразила мнение многих жителей города и района: «Почему граждане Бутенко, Калинченко, Кашаев, Гвоздецкий, Боровиков, Иванов, Чудикова, Клюшников, Лысых, Линникова, Моисеев, Диканский, Логинова, Крутников и Блинов врут не только мне, но всем 172 тысячам георгиевцев? Или вы, уважаемые, думаете, что за это не несете ответственности? Почему сельские главы, которые неделю назад отстаивали интересы сельского населения, перестали это делать сегодня? Что, договорились и сошлись в цене? А цена-то очень высокая — благополучие селян и горожан, их достаток и формирование определенных жизненных планов! Почему моя сестра, работающая в амбулатории, должна потерять установленные для медиков льготы, и почему мои родители должны платить за коммуналку 100 %? И хватит называть провокаторами тех, кто, излагая свою точку зрения, пытается до вас, чиновники, достучаться!».

Умнее всех в этой ситуации поступил глава райадминистрации Александр Бобров — покинул свою должность при первых же атаках губернатора на Георгиевск. Не взял грех на душу. Но и на защиту вверенного муниципального района не встал. Понимал, что силы неравные, что задавят его танки шальной власти. А вот призвал бы своевременно на помощь закон и здравые головы, глядишь, и повоевал бы еще да героем стал.

 

«Надо отыгрывать назад!»

Прокомментировать ситуацию в Минводах и расползание метастаз губернаторской инициативы в Георгиевск и по всему Ставрополью я попросила депутата Госдумы РФ Виктора Гончарова. Он стоял у истоков развития местного самоуправления в России и в крае и не скрывал возмущения:

— После выступления в Госдуме вице-премьера Дмитрия Козака я подошел к нему и просил обратить внимание на Ставропольский край, на Минеральные Воды, где провели объединение сельских муниципалитетов в городской округ. Это незаконно: село есть, а органов управления нет! Реформу провели без учета мнения населения сел, района и города. Это же абсолютно не правовое действие! Надо отыгрывать назад! Дмитрий Козак был крайне удивлен и обещал принять меры, — рассказал Виктор Гончаров.

Подключился к ситуации и Совет Федерации.

Однако пока несведущие в законодательстве губернатор и краевая Дума торопятся добавить тему и юридически застолбить свои незаконные действия.

Господа, а вы прислушайтесь к своему лидеру — к Путину. Вот его слова: «Каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан… Регион обязан гарантировать муниципалитету стабильность установленных правил, что, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Нельзя, чтобы этот подход раз за разом менялся, и менялись эти правила».

Минводы, Георгиевск, Новопавловск и иже с ними, слышите? НЕЛЬЗЯ.

Мы будем следить за развитием ситуации.

Елена САРКИСОВА

«Георгиевская ТВ НЕДЕЛЯ»